Вернуться к просмотру сайта
Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Гадяч

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Время появления еврейской общины
Община до революции
Ранний советский период
Годы Холокоста

Возникновение Гадяча связывают со строительством в Х-ХII веках Посольской оборонной линии, предназначенной для защиты от кочевых народов юго-восточных границ Киевской Руси. К 1634 году это большой торговый город на территории Правобережной Украины.

Однако, вплоть до указа императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года, положившего начало черте оседлости, евреи не имели возможности легально селиться на этой территории. В 1792 году, в Гадяче проживало 4, в 1847 - 883, а в 1920 - уже 3006 евреев.

Появление еврейской общины в городе датируется примерно 1800 годом. Одно из первых упоминаний о ней, датированное 1810 годом, связано с основанием в городе еврейского кладбища, под которое в ближнем пригороде была отведена земля.

Жизнь еврейской общины Гадяча ничем не отличалась от жизни других местечек в черте оседлости.

Основным занятием была торговля, в основном зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. Среди евреев было много ремесленников и мелких промышленников, которым принадлежали мельницы, маслобойни, лесопилки и кирпичные заводы.

К началу ХХ века в городе были: 1 синагога, 3 молельных дома, 15 хедеров, Талмуд-Тора, частное еврейское училище, еврейская общественная библиотека, а также Общество содействия ремесленникам, Общество пособия бедным евреям, Товарищество взаимопомощи.

До 1917 года здесь прошел единственный погром – в 1905 году.

Октябрьская революция принесла евреям Гадяча отмену черты оседлости.
Последовавшая за ней гражданская война 1917 - 1923 годов - массовые погромы. По свидетельству многих историков и современников, самыми жестокими и беспощадными из них были деникинские 1918 - 1920 годов и кровавые погромы петлюровских формирований февраля-августа 1919 года. Оставшиеся в живых евреи начали покидать маленький городок. Если в 1923 году, после революции и гражданской войны, в Гадяче еще оставалось 2489 евреев, то в 1926 году уже 1764, а в 1939 - 623 еврея. Тем не менее, по данным местной общины, до войны евреи составляли треть населения города.

Но, несмотря на массовый отток евреев из города, на угрозу сталинских репрессий, когда, казалось бы, всякая общинная деятельность должна была замереть, еще в 1936 году в Гадяче действовала подпольная любавичская иешива.

С 27 сентября 1941 года по 11 сентября 1943 года Гадяч находился в зоне немецкой оккупации.

Оставшееся еврейское население было собрано и расстреляно в Гончарном Яру на северной окраине города по дороге в село Хитцы, а также по пути в Гончарный Яр в месте под названием Буряк-пункт. В Гончарном Яру, по разным данным, были расстреляны от 300 до 460 человек, в месте под названием Буряк-пункт еще 252 человека.

После войны в город вернулись евреи, до того бывшие на фронте и в эвакуации, однако ни о какой общинной или религиозной еврейской жизни речи уже не было.

В 1988 году, после перезахоронения расстрелянных в Гончарном Яру, там был установлен памятник "советским гражданам, погибшим в годы оккупации".

Сегодня город подобно магниту притягивает паломников со всего мира. Тысячи евреев приезжают сюда, чтобы помолиться на могиле рабби Шнеура-Залмана из Ляд, а также обратиться к нему за помощью и советом.

Для паломников строится и частично уже сдана в эксплуатацию гостиница, действует кошерная столовая и миква. Это все воплощается в жизнь силами одной еврейской семьи, оставшейся от зарегистрированной в 2000 году еврейской общины в 20 человек.

Одна из задач, постоянно выполняемых членами общины - поддержание порядка на еврейском кладбище.

А в 2009 году была, наконец, решена, по настоянию общины и благодаря помощи Еврейского фонда Украины и президента Всеукраинского еврейского конгресса Вадима Зиновьевича Рабиновича, задача по установлению в Гончарном Яру памятника погибшим евреям.

В первую очередь стоит посетить старое еврейское кладбище - удивительно красивое место на берегу реки Псел, где находится охель на могиле основателя движения ХАБАД, Шнеура-Залмана из Ляд, и уцелело около 500 мацев.

Вы можете почтить память погибших в годы Холокоста в местах массовых расстрелов на северной окраине города - Гончарном Яру и Буряк-пункте, и пройтись по мало изменившемуся центру города, где рядом с сохранившимся зданием дореволюционной синагоги (в ее помещении сейчас магазин стройматериалов "Молоток") были еврейские кварталы.

Ряд адресов в Гадяче, которые имеет смысл посетить, связаны с именами тех, чьи теоретические работы или яркие литературные образы дают нам возможность увидеть жизнь евреев Украины XIX века глазами современников. Это Литературный музей семьи Драгомановых и небольшой одноэтажный домик по улице Садовой, где когда-то была комната-музей украинского писателя Панаса Мирного.

Прежде всего, это уже упомянутый охель рабби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе) и еврейское кладбище, а также общинный комплекс возле них по улице Красная горка.

Примыкающие к зданию бывшей синагоги по улице Чапаева улицы, в прошлом были населены преимущественно евреями и являются типичными образцами еврейской городской застройки. Вплоть до начала немецкой оккупации они оставались островком еврейской жизни.

Рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе) (1745 - 1813 годы) - основатель движения ХАБАД, ученик Магида из Межирича, автор многих книг по хасидизму и талмудическому закону, ушедший из этого мира 24 числа месяца Тевет 1813 года в маленькой деревне Пена Сумского уезда Харьковской губернии и похороненный в Гадяче.

Гетман Богдан Хмельницкий (1595 - 1657 годы) - был владельцем Гадяча и округа после присоединения края к России.

Гетман Иван Брюховецкий (? - 1668 годы) - перенес свою резиденцию в Гадяч, ставший с 1663 года административной столицей Войска Запорожского.

Гетман Даниил Апостол (1654 - 1734 годы) - владелец Гадяча с 1730 года.

Михаил Петрович Драгоманов (1841 - 1895 годы) - украинский либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, работы которого сформировали украинскую политическую элиту 1870-х - 1890-х годов. Родился в Гадяче.

Панас Мирный (настоящее имя Афанасий Яковлевич Рудченко, 1849 - 1920 годы) - украинский прозаик и драматург. С 1858 по 1862 годы вместе с братом жил в Гадяче. Брат Панаса Мирного – Иван Яковлевич Рудченко, литературные псевдонимы: Иван Билык, Яковенко, І. Кивайголова, І. Руїна.

Ольга Петровна Косач (урожденная Драгоманова; псевдоним - Олена (Елена) Пчилка, 1852 – 1930 годы) - украинская писательница, публицист, этнограф, член-корреспондент АН УССР, мать Леси Украинки. Родилась в Гадяче.

Леся Украинка (настоящее имя Лариса Петровна Косач, 1871 - 1913 годы) - украинская поэтесса и писательница. Часто отдыхала в Гадяче на даче в урочище "Зеленый гай".

Одна из задач, постоянно выполняемых членами общины - поддержание порядка на еврейском кладбище.

А в 2009 году была, наконец, решена, по настоянию общины и благодаря помощи Еврейского фонда Украины и президента Всеукраинского еврейского конгресса Вадима Зиновьевича Рабиновича, задача по установлению в Гончарном Яру памятника погибшим евреям.

Кошерно покушать можно в гостинице при общинном центре возле охеля Алтер Ребе, расположенной по улице Красная горка, 21. Трапеза обойдется вам в сумму около $5 с человека.

Договориться о питании непосредственно в Гадяче можно с Игорем Анатольевичем Чаплыгой, тел. +38 (066) 197-00-28. Израильтяне могут решить эти вопросы с раввином Шнеуром-Залманом Дайчем, тел. +972 (52) 763-80-23.

Другие заведения общественного питания (не кошерные):

  • Ресторан "Белый Лев" - город Гадяч, улица Тельмана, 8 "А", тел. +38 (050) 920-47-37.
  • Ресторан "Срібна Підкова" - город Гадяч, улица Зои Космодемьянской, 1 "А", тел. +38 (05342) 22-8-53.
  • Кафе "Велес" - город Гадяч, площадь 50 лет Октября, 11 "А", тел. +38 (05342) 20-8-19.

Не акцентируя внимание на ваши личные нужды, из возможных расходов вас ожидает добровольное пожертвование - цдака.

Кроме этого, вход в литературный музей семьи Драгомановых - платный.

Коллекционеров магнитиков и всяческих сувениров вынуждены разочаровать: на нашем пути такие места не попадались.

Но вы можете увезти с собой массу новых впечатлений и памятных фотографий.

В городе есть автовокзал и железнодорожная станция.

С автовокзала осуществляются регулярные рейсы на Харьков, Киев, Сумы, Полтаву, Кременчуг. Соответственно, из этих городов в Гадяч они тоже существуют.

Прямого железнодорожного сообщения с большими городами в Гадяче нет. Можно добраться до Гадяча на электропоездах из Полтавы или Кременчуга. Соответственно, и обратно.

Есть несколько частных компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками из Киева в Гадяч:

  • "Пан Авто" (из Гадяча маршрутки отправляются в 6:30 и в 13:30; на Гадяч в 14:00 и в 18:00. Тел. +38 (05354) 33-6-88; +38 (050) 304-80-97, +38 (050) 68-47-358.
  • "Люкс авто" (где вы можете заказать микроавтобус, как для поездки из Гадяча в Киев, так и для экскурсии).

Кроме того, в городе есть несколько служб такси (телефоны, по которым можно вызвать такси: +38 (05354) 2-37-47; +38 (05354) 3-33-33).

Возле охеля, на улице Красная горка, 21, есть единственная еврейская гостиница. Там имеется 2 номера на 6 мест, есть кошерное питание, миква. В планах - кошерный магазин и Wi-Fi. Стоимость около $ 15 в сутки с человека.

Контактное лицо - Игорь Анатольевич Чаплыга, тел. +38 (066) 197-00-28, для израильтян - раввин Шнеур-Залман Дайч, тел. +972 (52) 763-80-23.

Один из возможных не еврейских, но вполне приемлемых с точки зрения удобств, вариантов - гостиница "Жовтень" по улице Драгоманова, 4, тел. +38 (05342) 23917.

Прежде всего, материал о Гадяче вы найдете в различных вариантах в Электронной еврейской энциклопедии, Ежевике, Википедии и других энциклопедических словарях.

Кроме того, есть информация на сайте, посвященном истории Полтавы, неофициальном сайте города Гадяч.

На самом деле, информации очень много, в том числе в блогах и социальных сетях. Используйте для поиска ключевые слова из статьи и открывайте мир по-своему!

Люди, которым можно задать любые вопросы о Гадяче и охеле Алтер Ребе: председатель местной общины Штогрин Валентина Мироновна (Шломит), тел. +38 (05354) 32749 и Чаплыга Игорь Анатольевич, тел. +38 (066) 197-00-28.

В Израиле на ваши вопросы может ответить раввин Шнеур-Залман Дайч, потомок Алтер Ребе в седьмом поколении, тел. + 972 (52) 763-80-23.

Сменная обувь (кроксы) – это то, что, скорее всего, вам пригодится, так как входить на могилу Праведника в обуви из кожи нельзя. Если ваша обувь (в том числе и её подошва) не содержит натуральной кожи или меха, то можете спокойно входить.

Записка
с благодарностью, просьбой, пожеланием, которую вы можете предложить написать вашим близким и привезти на могилу. Считается, что Праведник может помочь передать то, что вы написали Всевышнему.

Деньги
, которые вы хотели бы пожертвовать на содержание охеля. Все остальное - по потребностям!

«Абсолютная истина заключается в том, что всякая работа и действие, какими бы они ни были, совершаемые с истинным намерением - достаточна»

Алтер Ребе

Кол-во просмотров: 3723
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Гадяч
  • Зарисовки художника - Гадяч
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.